Мастерская скульптора Приходько Валерия: Печатать

Дежнёв Иван. "Пуп земли"

Дата: 13.07.2009 22:45

Просматривая новости в интернете,наткнулся на сообщение,что 12 июля 2009г. на Якорной площади г.Кронштадта перед Морским собором Святителя Николая Чудотворца состоялась торжественная встреча исторической реликвии,связанной с подвигом героического экипажа крейсера"Варяг" и канонерской лодки"Кореец".На кронштадтскую землю,откуда легендарный крейсер начал свой путь в бессмертие,доставлен носовой флаг(гюйс),хранящийся в одном из музеев Республики Корея. Прибытие реликвии в Россию стало возможным благодаря поддержке Президента России Д.А.Медведева.

В торжественной церемонии приняли участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл,супруга Президента России Светлана Медведева,губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко,общественные деятели,военные моряки,ветераны флота и жители Кронштадта.

Остров Котлин.г.Кронштадт. Только упоминание названия этого острова и города ассоциируется с историческим и героическим прошлым нашей Родины и в первую очередь с Военно-Морским Флотом России и Советского Союза,с создателем Российского флота-Петром Первым,со знаменитыми мореплавателями :Крузенштерном И. Ф. Беллинсгаузеном Ф.Ф.,Лазаревым М.П.,почётными гражданами Кронштадта:изобритателем радио Поповым А.С.,врачём Мечниковым И.И.,адмиралом Макаровым С.О.,учёным Капица П.Л.,великой певицей Вишневской Г.П. и легендарным подводником командиром ПЛ-"С-13" Маринеско А.И. Кстати, супруга Президента России Светлана Медведева родилась также в Кронштадте.

"Пуп земли"-так назвал первый в мире лётчик-космонавт Гагарин Ю.А. футшток-исходный пункт нулевой отметки нивелирной Сети России,созданный ещё в 1777году в г.Кронштадте,посещая его.

Когда приезжаю я в г.Санкт-Петербург,то стараюсь посетить Кронштадт,пройтись по уютным его улочкам,посетить Летний сад,полюбоваться его решёткой , посмотреть "Пуп земли",посетить памятник легендарному подводнику Маринеско А.И.,находящийся неподалёку ,в трёхстах метрах от футштока. Памятник "Героическому экипажу Краснознамённой ПЛ"С-13",его боевому командиру Маринеско А.И."-это памятник Победе,победе на море,Победе русского-советского духа над врагом,которые никогда и ни при каких обстоятельствах не спускали флаг ни перед каким врагом,предпочитая смерть позорному плену.

Моряки Великой Отечественной войны являются достойными продолжателями боевых традиций героического крейсера"Варяг".Не случайно немцы называли советских воинов-моряков за их бесстрашие и самопожертвование-"чёрной смертью".Чёрная военно-морская форма всегда воспринималась как символ доблести и бесстрашия,а морская тельняшка позже появилась в форме других родов войск ,только цвет её немного изменялся. Без прошлого-нет будущего. Когда идёшь по Кронштадту, ощущаешь связь поколений,соединённое в одно целое - бронзой,гранитом,мрамором через памятиики,каналы,парки,форты. Память-это то,что объединяет 305-летнюю историю Кронштадта. И вот передо мной лежит благодарственное письмо тому,кто эту память сохраняет для нас и будущих поколений,одному из них,скульптору Приходько В.С.-автору памятника"Героическому экипажу Краснознамённой ПЛ-"С-13",его боевому командиру Маринеско А.И.". Это письмо было написано и послано в редакцию для дальнейшей публикации в прессе.Копия письма была передана мне.Письмо было опубликовано в прессе,но очень с большим сокращением и с поправками. Авторов письма это не удовлетворило .Поэтому я публикую полную версию письма,авторский вариант,без поправок и сокращений.

Моряки-подводники России чествуют белорусского скульптора!

25 марта 2005 года исполняется 50 лет со дня рождения скульптора Приходько Валерия Семеновича и 25 лет его творческой деятельности.

Родился будущий скульптор в семье Почётного шахтера СССР, еще точнее -шахтеров, где отец прорабатал под землей 40 лет,а мать - более 20,где всегда в цене были труд до седьмого пота, обязательность и дисциплина.

Нерядовую роль в становлении Валерия сыграл Военно-Морской Флот, в рядах которого отслужил с 1974 по 1977 год. Пришел во флотский экипаж, и разностороннему умельцу нашлось много работы, им восхищались. Со многими случалось, когда в такой ситуации оставались на спокойном месте, но не Валерий. Рапорт шел за рапортом с просьбой направить служить на плавающие корабли. Добился своего - направили на базовый тральщик бригады ОВРа Балтийского флота.

Это была седая Балтика с ее переменчивой погодой - шквальными ветрами, снежными зарядами, крутой волной. В период срочной он был матросом, командиром отделения, старшиной команды рулевых сигнальщиков БТЩ. Чтобы понять его служебную роль и ответственность, достаточно сказать, что для командира корабля рулевые сигнальщики - это очень многое, прежде всего глаза корабля. Ни один корабль не выйдет в море, пока тральцы не протралят фарватер. Такой строгий порядок. А если учесть, что в те годы то в одном, то в другом месте смещались и всплывали с грунта мины военных лет. Моряки знали: в войну мин было вброшено столько в Балтийское море, что они сравнивали море с "супом с клецками". До сих пор юмор остался, но и проблема до конца не снята. Было за что командиру благодарить моряка Приходько, который денно и ночно хорошо владел надводной обстановкой. Что там командир,- все офицеры уламывали его остаться навсегда с морем и флотом. Но не уломали. Построили весь личный состав для проводов знатного старшины: отличник ВМФ, специалист высокого класса, более десятка грамот и благодарностей. На прощание командир сказал: " Иди. Такие -везде нужны". Спустили Военно-Морской флаг под которым последний год корабль и Приходько выходили в море, и командир флаг-святыню корабля- передал под аплодисменты экипажа Валерию. Такого небывало.

Приходько В. убыл в свой Минск, где ранее закончил архитектурно-строительный техникум, а после службы поступил в театрально-художественный институт на факультет скульптуры. На 3 курсе стал победителем республиканской олимпиады, как бы сейчас выразились,- в номинации " патриотическая тема". А дипломной работой стала тема: " Образ командира подводной лодки "С-13" Александра Маринеско". Это сейчас стали много знать о подвиге Маринеско и его экипаже, а он ,начиная со срочной службы собирал материал и складывал свое мнение по крупицам. И сложил. Его личные знания перешли в глубокие убеждения. Он не читал статью в журнале " Нева" 7, 1968г., где самый главный информированный и авторитетный начальник ВМФ периода-Великой Отечественной войны Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов со знанием дела писал: Родился А.И. Маринеско в 1913 году. Двадцати лет поступил в Морское училище. За несколько лет до войны выбирает удел подводника. Войну начинает командиром небольшой лодки М-96. В годы Великой Отечественной войны Маринеско быстро стал_известен как ас подводных лодок. В конце января 1945 г. Советская подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско вошла в Данцигскую бухту. Командир и комиссар до боли в глазах всматриваются в темноту, и вот показался силуэт огромного судна. "С-13" прорывается через охранение и около двадцати трех часов 30 января атакует неприятельское судно,несколько торпед одна за другой устремляются к цели. Раздается сильнейший взрыв- и " Вильгельм Густлов" идет ко дну. Возвращаясь на свою базу, подводная лодка" С-13" 9 февраля 1945 года торпедировала ещё один крупный транспорт противника " Генерал Штойбен". Таким образом,только за один поход Александр Маринеско уничтожил восемь тысяч гитлеровцев. Полноценная дивизия! Да еще какая дивизия! Отборные офицеры, первоклассные специалисты-подводники, эсэсовцы, фашистские бонзы...

В самом начале статьи Н.Г.Кузнецов отметил, что история знает немало случаев, когда геройские подвиги долгое время остаются в тени и только потомки оценивают их по заслугам. Такая судьба постигла А.И. Маринеско. Александра Ивановича уже нет в живых, но подвиг его навеки остается в памяти советских моряков.

Другой крупный военачальник, адмирал флота Советского Союза И.С. Исаков подтверждает: "...Подвиг сам по себе настолько значителен, что не нуждается в преувеличениях и украшательствах...Подвиг экипажа "С-13" ускорил моральный и физический разгром гитлеризма". ("Адмирал Флота Советского Союза Исаков Иван Степанович", Ереван, 1984 г., стр.232)

Поразительно то, что молодой моряк Балтфлота к таким выводам шел самостоятельно, пообщавшись с офицерами корабля, а также подводниками, которые базировались рядом. В частности, ему с большой достоверностью стало известно, что из 13 подводных лодок типа "С" после войны осталась не погибшей одна - "С-13 "(!), что на каждого члена экипажа приходится около 200 уничтоженных фашистов. И когда старшие товарищи и сверстники по институту пытались отговорить Валерия от темы под предлогом "опальным героям памятники не ставят", скульптора остановить было уже невозможно. Настолько он был убежден в своей правоте.

Мы позже узнали, какой сложный и тяжелый труд скульпторов, имеющих дело с гранитом, бронзой, камнем, глиной, бетоном. Сколько же тонн глины они "лопатят" , чтобы остановиться на том единственном варианте...

И вот- вот, когда скульптор созрел и готов выдать свою продукцию "на-гора", надо было найти заказчика. Скажем мягко, не спешили откликнуться на его предложение в Одессе, Кронштадте, Ленинграде. Один потому, что нос по ветру держит, другие сами руководствовались двойными стандартами- требовали подать им героя без сучка и задоринки.

Молодого скульптора поддержали те самые подводники эскадры Балтфлота, с которыми он в 70-е годы тесно общался на суше и на море. Они то знали, по чем фунт лиха.

Моряки собрали деньги на оплату труда литейщиков и приобретение бронзы. Автор памятника отказался от гонорара. Мало того, он и в дальнейшем выполнял другие работы, свой гонорар пересылал членам экипажа ПЛ"С-13 "или их семьям, хотя сам нуждался в материальной поддержке.

Подводники попросили скульптора лишь об одном - посвятить памятный монумент не только командиру, но и всему экипажу. Привели в качестве аргумента высказывание Героя - североморца М.И. Гаджиева: "Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают". Скульптор согласился. Сами моряки помогли найти и дополнительный материал - 17 глыб шведского гранита,весом около тонны каждая. Ранее этот гранит не одну сотню лет крепил пирсы Либавского порта и Военно-Морской базы.

В рекордно короткий срок (месяц с небольшим) на 29 судоремонтном военном заводе ("Тосмаре", Латвийская ССР) были отлиты в бронзе центральная часть памятника, на которой изображен командир у перископа подводной лодки, и другие бронзовые детали, в т.ч. 47 фамилий членов экипажа. Командир Александр Маринеско исполнен в виде горельефа: левая рука на рукоятке перископа, лицо повернуто к экипажу "Есть цель!",правая рука твердо держит рукоятку перископа.Командир ситуацией владеет, но передается ощущение того, что он обращается к экипажу - своей главной опоре в выполнении решения. В верхней части бронзовой стелы был набран строгий текст: "Героическому экипажу Краснознаменной подводной лодки "С-13", его боевому командиру А.И. Маринеско".

Открытие памятного монумента в 1986 году явилось большим праздником не только для членов экипажа, но и для всех подводников Балтики, жителей города Лиепая.

Присутствовавший на открытии механик подводной лодки "С-13" Я.С. Коваленко сказал: "Этот памятник для нас - лучшая награда и лучшее лекарство на наши плохо заживающие раны войны".

Памятник, невиданная до этого гласность, особенно после бездушных действий его осквернителей всколыхнули общественное мнение страны не столько в защиту памятника, сколько в защиту командира, экипажа, самого подвига. В результате через 45 лет после окончания войны А.И. Маринеско было присвоено высокое звание Героя Советского Союза ( посмертно). Это был последний подводник, удостоенный звания Героя Советского Союза. Через какой-то год-полтора Советского Союза не станет, страны, ради которой он воевал, и ради которой погибли десятки миллионов наших соотечественников. Но главная мечта молодого человека, скульптора осуществилась: памятник стоит, и заслуги героя отмечены достойно. Позже будут установлены памятники герою в Одессе, Калининграде. Но белорусский скульптор был первопроходцем на всем пространстве СССР, СНГ. И социальное значение его творческого подвига до конца не оценено.

В начале 90-х годов памятник не без проблем в разобранном виде был доставлен на десантном корабле из Лиепаи в Кронштадт и повторно,с изменениями, дополнениями был открыт 9 мая 1995 года в 50-летие Победы. На открытии присутствовали пять членов экипажа, много членов их семей, подводников, гостей из разных городов. На сегодня достоверно известно, что в живых остались три подводника с ПЛ"С-13", в том числе один из них живет в Кронштадте - электрик Астахов А.Т.

Творческие работы ныне зрелого скульптора имеются в Белоруссии, ряде других стран. В Санкт-Петербурге их можно увидеть в государственном музее Подводных Сил России им. А.И. Маринеско, в Морском Кадетском корпусе им. Петра Великого, на Богословском кладбище.Скульптором подготовлены, хотя еще не реализованы из-за финансовых трудностей заказчиков, проекты установки памятников в Кировском р-не Санкт-Петербурга, в Белоруссии- морякам,защитникам его родной республики в годы Великой Отечественной войны, когда не случайно немцы называли воинов- моряков за их бесстрашие и самопожертвование - черной смертью.

Не просто живется ныне скульптору в наши дни, как и большинству скульпторов в СНГ. Но он находит выход своей энергии, знаниям, все чаще обращаясь к работам, предназначенным для садово-парковых зон - садово-парковым скульптурам, фонтанам. Верим, что такие замечательные художники, творческие личности, каким является В.Приходько, будут активно востребованы в ближайшее время. В его юбилейный год полагаем целесообразным проиллюстрировать оценку скульптора известными людьми.

Командующий Балтийским Флотом адмирал Егоров В.Т. выразил (1996 г.) сердечную признательность В.Приходько за умелую пропаганду боевых традиций военных лет в художественном творчестве и наградил его именным,командирским биноклем. Губернатор Яковлев В.А. " За многолетнюю творческую деятельность по созданию современного скульптурного облика Санкт- Петербурга , большой личный вклад в развитие культуры и укрепление дружбы между народами России и Белоруссии" наградил скульптора в январе 2003 г. Почетной Грамотой.

Слова признательности выражают скульптору коллеги Петровской Академии наук и искусства , Балтийской Академии информатизации. "За систематическую работу по пропаганде боевой деятельности подводной лодки" С-13", решительную борьбу за честь и достоинство экипажа, активное участие в деле присвоения А.И. Маринеско звания Героя Советского Союза" в 1986 году скульптор удостоен чести стать Почетным членом легендарного экипажа ПЛ" С-13."

Мы, подводники, гордимся славной Белоруссией, ее достигнутыми успехами под руководством А.Г. Лукашенко, гордимся лучшими людьми самой близкой нам по духу и целям братской республики, которые надежно стоят на страже наших общих народных интересов. К ним мы относим и нашего брата (" сябра ") Валерия Приходько.

Поздравляем Вас, дорогой Валерий Семенович, с Юбилеем! Служите и дальше с честью Белоруссии и нашему Союзному Отечеству. Пусть Ваши художественные творения зовут новые молодые поколения на подвиги во имя счастья людей, во имя процветания и дружбы наших славянских народов.

Член Международного Совета Городов-Героев

Белоруссии, России и Украины,

Заместитель председателя Президиума Совета Героев

Советского Союза, Героев РФ и кавалеров орденов

Славы 3-х степеней Города-Героя Ленинграда и

Ленинградской области,

Председатель Правления Международного фонда

моряков-подводников и ветеранов подводного флота

Герой Советского Союза вице-адмирал:

Е.А. Томко.

Заместитель председателя объединенного Совета организаций ветеранов-подводников ВМФ, Председатель общественного совета государственного Музея подводных сил России им. А.И.Маринеско контр-адмирал: В. Ф. Иванов.

"14" февраля 2005 г.

Материал в полном объеме согласован, одобрен обоими подписантами, что и удостоверяю:

Контр-адмирал В.Ф. Иванов

15 февраля 2005 г.



Это страница с сайта Мастерская скульптора Приходько Валерия
http://prikhodka.ru